До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской
мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия производство
и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в
Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно
здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был
выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево - Посадской или
Загорской.
|
Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан
своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340
году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в
лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший
монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших
лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство
деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию,
первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря
Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы,
стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки
для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные
троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки).
Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев
монастырь приезжали русские цари. С конца XVIII и начала XIX века
дошли до нас деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку
в кокошнике. Пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Это были
настоящие деревянные скульптуры, умело раскрашенные. Резные и
раскрашенные барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной
правдивостью, большим мастерством исполнения. Резные и раскрашенные
барыни и гусары отличались индивидуальностью, жизненной правдивостью,
большим мастерством исполнения.
|
Новая деревянная токарная
игрушка-матрёшка, выполненная профессиональными художниками, получает
второе рождение в недрах старинного игрушечного промысла, располагавшего
многочисленными частными мастерскими, в которых работали искуснейшие
потомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления
и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века
был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки
в России на многие годы. В это время были созданы основные типы
росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой
которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь.
Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Лавра придавала
ему неповторимое своеобразие. Большая базарная площадь, расположенная
напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой:
купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом
Посаде была организована артель «Кустарь - художник» - куда вошли
почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в
фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева
Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно
переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и
лаковое покрытие. Несмотря на огромную популярность сергиево-посадской
матрёшки, а может быть и благодаря ей, в России стали возникать
новые центры по её изготовлению и росписи. Как правило это были
старинные центры народных ремёсел, где токарное искусство искусство
было развито достаточно высоко. Увидеть новинку, игрушку-матрёшку,
мастера могли на ярмарках, среди которых одной из крупнейших была
Нижегородская. Сергиево-посадские матрёшки покорили воображение потомственных нижегородских мастеров-игрушечников. Одни за другим стали возникать центры по изготовлению и росписи матрёшек в Нижегородском крае.
|