Технология изготовления - роспись

Потом матрешка попадает к художнику, который одевает ее в яркий сарафан, повязывает на голову платок, украшает цветами. Выражение лица у каждой матрешки свое - есть куклы грустные, задумчивые, строгие, серьезные, а есть веселые, улыбчивые. Работа у художника кропотливая, тонкая. Но самое привлекательное в деревянной кукле-матрешке - ее яркая образность. Каждый художник расписывает Матрешку по-своему. Она доставляет всем огромную радость. Смотришь на них, любуешься тонким чувством цвета и высоким орнаментальным искусством мастера и проникаешься чувством гордости за его талант и одаренность. Работы Людмилы Петровны Чибисовой поражают своим миниатюрным изяществом, непревзойдённой тонкостью мазка и потрясающей реалистичностью рисунка. Матрёшка "Свадьба" - чудесный образец мастерства художника-миниатюриста. Верная своему стилю работы Людмила Петровна даже на игрушке изобразила одну из традиций нашего народа. В своей высокохудожественной манере Чибисова изобразила русскую свадьбу со всеми подробностями этого светлого праздника. Здесь и мать, благословляющая молодых иконой, и отец с сундучком приданого невесты, и счастливые молодые со свечами и венчальными кольцами, и гости с подарками, и радостные дети и игрушками и обязательный котёнок как подтверждение авторского почерка.

"Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "берендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.

Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.

Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Сегодня мастера семеновской игрушки в своих новых работах не только продолжают традиции старых мастеров, но и разрабатывают новые яркие образы. В музее можно увидеть несколько вариантов матрешки. Это – “Русская красавица” и “Русский молодец”, “Барин и барыня”, сувенир “Семья” В Книгу рекордов Гиннеса может быть занесена самая большая в мире матрешка, изготовленная на художественной фабрике “Семеновская роспись”. Эта 72-местная русская красавица достигает в высоту 1,5 м, а ее объем - 75 см. Матрешка была передана в дар японскому правительству, а сейчас находится в Германии. Об этом сообщили руководители фабрики на пресс-конференции, посвященной совместному проекту с транснациональной фармацевтической корпорацией ICN Pharmaceutical. Эта корпорация выбрала в качестве бизнес-символа своего нового медикамента 18-местную семеновскую матрешку. Художественная фабрика Семеновская роспись - одно из немногих предприятий народного промысла, которое уверенно чувствует себя в рыночных условиях. Среди заказчиков на творения нижегородских мастеров - звезды знаменитой Вашингтон опера Пласидо Доминго и Мирелле Френи.

Семенов - крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли “ложкарной столицей” России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек, Семеновские умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки в 20-х годах XX века у подмосковных мастеров. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика “Семеновская Роспись” была образована в 1932 году. Основной продукцией фабрики являлась на сегодняшний день всемирно известная кукла-матрешка. Охраняя и развивая местные традиции, семеновские мастера добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Писать стали уже без контура, а кистью, без предварительного нанесения рисунка. Роспись от этого стала ярче, орнамент обогатился, появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название “семеновской”. Произведения лучших мастеров стали постоянными участниками выставок и ярмарок. Изделия Фабрики являются абсолютно экологически чистыми, о чем свидетельствует сертификат соответствия, выданный Госстандартом России. Эта фабрика одна из немногих в России и во всем мире, выпускает патентованную “Семеновскую матрешку”. В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями - оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они "одевают" матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки - сувенира.

Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане.

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой.

Итак , в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек :

  • 1. Загорский ( Сергиев – Пасад = г.Загорск )

  • 2. Семеновский ( г.Семеново )

  • 3. Мериновский ( с.Мериново )

  • 4. Полховский ( с. Полховский Майдан )

  • 5. Вятский ( г.Вятка )

При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль : обязательно шаль, передник и сарафан , при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили.

Этапы росписи


Назад К содержанию Вперед

Используются технологии uCoz