В настоящее время русская
матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому,
с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам
в экономической и культурной жизни. Оживление экономической жизни
дало возможность беспрепятственного существования различных небольших
частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных
кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её
окрестностях, где существует обширный рынок сбыта этих изделий.
Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не
в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом,
профессионалом или любителем. Современные художники –матрёшечники
прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек,
над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные
мастера-игрушечники. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки,
одетой в народную одежду, в облике которой угалываются черты первой
русской матрёшки С.В.Малютина. |
Фантазии современных художников нет границ. Традиционный
тип сергиево-посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь
предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами
матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами,
полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение
получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских
народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим
мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной
живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее
становится тенденция использовать в росписи современной матрешки
декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской
народной культуры.
|
Отдельные мастера из Семенова используют в росписи
матрешек приемы традиционной хохломской росписи Все чаще можно
встретить матрешки. расписанные под «гжель», «жостово», «палех».
Можно сказать, что искусство современной матрешки как бы концентрирует
в себе все богатство художественных традиций русской народной
росписи. Любимым персонажем авторской матрешки остается русская
женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному
образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает
из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Популярным
является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской
архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Существуют
матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются
известные картины русских художников-пейзажистов: А.К. Саврасова.
В Д Поленова. И.Н. Шишкина. В.М. Васнецова. Наряду с пейзажами
мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи
матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным
своеобразием России. Уже в пейзажных композициях чувствуется стремление
передать особенности эмоционального склада российского народа.
Особенно ярко это проявляется в росписях матрешек с сюжетными
композициями современных художников, например Константина Васильева,
с его загадочными образами, символизирующими великую Русь.
|